Памятки по изобразительному искусству
Рисование портрета.
Для начала карандашом рисуем от руки овал,
формой напоминающий яйцо, и с помощью линейки делим его вертикальной и
горизонтальной линиями , которые скрещиваются ровно посередине.
Вертикаль делим на 6 отрезков и проводим ещё горизонтальные линии.
Верхняя линия обозначит линию лба. Вторую чертить не будем. Это –
условная линия бровей. На центральной линии будут расположены переносица
и глаза. Следующая линия обозначит нос, а нижняя – линию рта.
Лицо начинают рисовать с глаз, ведь глаза – зеркало души. Рисуем двух «рыбок» без хвостиков. Хвостики-морщинки можно пририсовать потом, если захочется изобразить старичка. Линейкой отмерим симметричность глаз относительно вертикальной линии: уголки должны быть на равном расстоянии.
Теперь очередь носа. Рисуем треугольник. Два его угла находятся на одной вертикали с внутренними уголками глаз, а третий – на переносице. Лучше рисовать его чуть длиннее, но для удобства нарисуем пока так. После этого проводим от переносицы две большие дуги над глазами (это брови) и две маленькие (это веки). Только маленькие рисуем от уголков глаз. Теперь – рот: чертим «минус» из стихотворения. Он шире носа раза в два, и его кончики находятся примерно на уровне центра глаз.
Мы рисовали голову в пропорциях, близких к классическим, принятым у художников. А вот для матрёшек такие пропорции не годятся. У матрёшки лицо круглое, глаза находятся посредине лица, но очень большие, во всю ширину, и должны быть хорошо прорисованы и обязательно с длинными, загибающимися ресничками. Улыбающиеся губки-бантики у матрёшки находятся почти посредине между глазами и подбородком, а носик обозначается двумя точками. Чёлку изображать не принято. И обязательно должен быть яркий румянец.
Вот теперь, когда у нас есть схема лица, мы с лёгкой душой берём карандаш 2М и начинаем рисовать по-настоящему. Сначала обводим глаза, слегка искривляя их контуры, причём верхнюю линию обводим с большим нажимом. Веки пусть так и останутся слабо очерченными. Брови рисуем произвольно, но не от переносицы (от переносицы можно, если надо изобразить восточную красавицу). Самая толстая часть брови – над центром глаза.
Нос рисуем так: нижнюю грань треугольника скругляем, под ней ставим две точки («пятачок») и проводим от них закруглённые линии – ноздри. Если понадобится изобразить мужчину, надо помнить, что у мужчин нос длиннее, а ноздри шире.
Кстати, самая нестандартная и выразительная часть человеческого лица – рот или губы. Они бывают и узкие, и пухлые, и самой разной формы, поэтому рот можно рисовать как угодно, даже кривым. У мужчин линия рта длиннее, а губы – уже. Рот рисуем, как глаза, «рыбкой». Самые жирные линии проводим посередине и под нижней губой, а уголки рта немного приподнимаем, чтобы лицо не получилась печальным.
У нас ещё остались без внимания уши и лоб. Верх уха – на уровне глаз, а низ – на уровне носа. И вот с двух сторон рисуем такие «скрепочки», не слишком лопоухие, конечно. Лоб можно рисовать, как душе угодно: высоким, низким, узким. Не забудем обозначить шею. И напоследок – закончим глаза. В серединках рисуем ровные кружочки и закрашиваем их от центра. В центре они должны быть темнее – это зрачок. На женском лице можно пририсовать реснички, на мужском лице они смотрятся несерьёзно.
Наконец, берём ластик и стираем всё, что нам кажется лишним, а также всю грязь, которую натворили в процессе создания этого «портрета». Лицо можно трансформировать: сужать, делать толще, уменьшать глаза, брови делать шире, нос – длиннее, пририсовывать усы, бороду, очки, делать разные причёски.
Лицо в профиль. Овал придётся рисовать под углом 30-45 градусов. Но можно сделать проще: лист бумаги положить под таким углом. Горизонтальные линии проводим в таких же пропорциях. Нос рисуем треугольником, но выступающим. Глаза сбоку тоже выглядят треугольными. Надо только немного закруглить их линии. Рот будет выступать за пределы овала, и нарисовать его – самое трудное: нужно добиться, чтобы он не выглядел слишком уродливым. А подбородок можно обвести по линии овала, но тогда он будет выглядеть немного карикатурным. Но можно сделать его выступающим: так реалистичнее.
Лицо начинают рисовать с глаз, ведь глаза – зеркало души. Рисуем двух «рыбок» без хвостиков. Хвостики-морщинки можно пририсовать потом, если захочется изобразить старичка. Линейкой отмерим симметричность глаз относительно вертикальной линии: уголки должны быть на равном расстоянии.
Теперь очередь носа. Рисуем треугольник. Два его угла находятся на одной вертикали с внутренними уголками глаз, а третий – на переносице. Лучше рисовать его чуть длиннее, но для удобства нарисуем пока так. После этого проводим от переносицы две большие дуги над глазами (это брови) и две маленькие (это веки). Только маленькие рисуем от уголков глаз. Теперь – рот: чертим «минус» из стихотворения. Он шире носа раза в два, и его кончики находятся примерно на уровне центра глаз.
Мы рисовали голову в пропорциях, близких к классическим, принятым у художников. А вот для матрёшек такие пропорции не годятся. У матрёшки лицо круглое, глаза находятся посредине лица, но очень большие, во всю ширину, и должны быть хорошо прорисованы и обязательно с длинными, загибающимися ресничками. Улыбающиеся губки-бантики у матрёшки находятся почти посредине между глазами и подбородком, а носик обозначается двумя точками. Чёлку изображать не принято. И обязательно должен быть яркий румянец.
Вот теперь, когда у нас есть схема лица, мы с лёгкой душой берём карандаш 2М и начинаем рисовать по-настоящему. Сначала обводим глаза, слегка искривляя их контуры, причём верхнюю линию обводим с большим нажимом. Веки пусть так и останутся слабо очерченными. Брови рисуем произвольно, но не от переносицы (от переносицы можно, если надо изобразить восточную красавицу). Самая толстая часть брови – над центром глаза.
Нос рисуем так: нижнюю грань треугольника скругляем, под ней ставим две точки («пятачок») и проводим от них закруглённые линии – ноздри. Если понадобится изобразить мужчину, надо помнить, что у мужчин нос длиннее, а ноздри шире.
Кстати, самая нестандартная и выразительная часть человеческого лица – рот или губы. Они бывают и узкие, и пухлые, и самой разной формы, поэтому рот можно рисовать как угодно, даже кривым. У мужчин линия рта длиннее, а губы – уже. Рот рисуем, как глаза, «рыбкой». Самые жирные линии проводим посередине и под нижней губой, а уголки рта немного приподнимаем, чтобы лицо не получилась печальным.
У нас ещё остались без внимания уши и лоб. Верх уха – на уровне глаз, а низ – на уровне носа. И вот с двух сторон рисуем такие «скрепочки», не слишком лопоухие, конечно. Лоб можно рисовать, как душе угодно: высоким, низким, узким. Не забудем обозначить шею. И напоследок – закончим глаза. В серединках рисуем ровные кружочки и закрашиваем их от центра. В центре они должны быть темнее – это зрачок. На женском лице можно пририсовать реснички, на мужском лице они смотрятся несерьёзно.
Наконец, берём ластик и стираем всё, что нам кажется лишним, а также всю грязь, которую натворили в процессе создания этого «портрета». Лицо можно трансформировать: сужать, делать толще, уменьшать глаза, брови делать шире, нос – длиннее, пририсовывать усы, бороду, очки, делать разные причёски.
Лицо в профиль. Овал придётся рисовать под углом 30-45 градусов. Но можно сделать проще: лист бумаги положить под таким углом. Горизонтальные линии проводим в таких же пропорциях. Нос рисуем треугольником, но выступающим. Глаза сбоку тоже выглядят треугольными. Надо только немного закруглить их линии. Рот будет выступать за пределы овала, и нарисовать его – самое трудное: нужно добиться, чтобы он не выглядел слишком уродливым. А подбородок можно обвести по линии овала, но тогда он будет выглядеть немного карикатурным. Но можно сделать его выступающим: так реалистичнее.