САЙТ УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ "Карадуванская СОШ"Асхатдиновой Г.М.

Четверг, 04.12.2025, 12:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Методический семинар | Регистрация | Вход

"Неустанно совершенствуй свое искусство, остальное придет само собой".Роберт Шуман.

Методический семинар «Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

/metodicheskij_seminar.rar

Актуальность темы. Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.Натюрморт в творчестве детей лет до десяти – одиннадцати не принадлежит к любимым жанрам. Детям еще не достает внимания к жизни вещей, желания через неодушевленные предметы рассказать о людях, их обладателях, нет у них представления о художественных возможностях и особенностях этого рода живописи. Самостоятельно задумать натюрморт, скомпоновать и поставить его без помощи руководителя они, за редким исключением не могут. Но натюрморт, поставленный педагогом – художником, если он будет красив и заденет чувства ребят, позволяет им создать интересные работы. В особенности удаются постановки декоративного характера, яркие по цвету, обогащенные узором. Неумение точно воспроизводить натуру компенсируется у детей интуитивным композиционным чувством, дети легко переделывают отдельные части натюрморта. Удачны бывают сочиненные постановки, особенно если перед глазами стоят предметы, которые дети свободно компонуют в своих рисункахПервым этапом деятельности в процессе работы над темой стал поиск соответствующих источников информации. Основные источники: книги, учебно-методические пособия и разработки, статьи в сборниках и научно-методических работах.Практическая актуальность моей работы определяется необходимостью поиска новых знаний для решения художественно-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.

Цель работы – разработать методику художественно – эстетического воспитания на примере выполнения декоративного натюрморта.

Задачи, конкретизирующие цель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:

- изучить историю и особенности натюрморта;

- изучить и описать технологию и технику темперной живописи;

- выявить особенности художественно – эстетического воспитания детей;

- рассмотреть особенности обучения детей младшего школьного возраста;

- обобщив и проанализировав полученные данные, разработать методику художественно – эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на примере декоративного натюрморта;

- применить на практике разработанную методику.

НАТЮРМОРТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности - от «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символистическим смыслом.

Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колорита таких существ», - пишет китайский художник Ван Гай.Декоративность – особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты, свойство, глубоко заложенное в эстетическом сознании народа.Фундаментом в моей работе является цвет, не один, а несколько, их сочетания. Неотъемлемой частью композиции в декоративной работе является колорит.Выбирая цвета для декоративного изделия, определяется настроение и характер передаваемой атмосферы. Нужно совершенно осознанно выбрать цвета и краски для работы и добиться с их помощью определенных результатов согласно поставленной цели.

Контрастная комбинация синего с белым подкупает чистотой своих красок и жизненностью. Более близкие по цвету варианты зеленого и синего цвета, напротив могут образовать более стильное изделие.

Пастельные тона – нежная элегантность. Нежные и приглушенные оттенки розового, сиреневого, кремового и цвета шампанского противоположны светящимся первичным цветам. Но, несмотря на свою нежность, они не являются блеклыми и неприметными. В сочетании с белым цветом они создают совершенно особенный налет элегантности. Эти мягкие контрасты излучают нежную и спокойную ауру.

Более сложные изменения происходят с цветами при хроматическом (цветовом) контрасте. Хроматический контраст – это кажущееся изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов. Хроматический контраст ярче выражается при соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причем он усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов.Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают краски. Колористически гармонично решенная работа подобна музыкальному произведению, в котором явно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯПонятие цветовой композиции более формально и узкопрофессионально, чем понятие колорита. История и современная практика искусства показывают, что существует сравнительно немного типов цветовой композиции, среди которых можно выделить четыре основных типа и две-три разновидности.

Первый тип – монохромия.В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного. Монохромия встречается в искусстве всех времен и народов. При помощи композиции этого типа достигаются разнообразные и сильные эффекты:

1. Классическая простота и ясность художественного языка. (Древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы, живопись барокко и реализма XVII в.).

2. Сильно направленное к определенной цели воздействие (русские иконы «Владимирская Божья матерь», « Спас нерукотворный», «Архангел Михаил», картины Рембрандта и др. на библейские сюжеты).

3. Сосредоточенность на внутреннем мире человека (средневековая живопись Китая и Японии, «метафизическая» живопись XX века – Д. Моранди, А. Васнецов, И. Маркевич).

4. Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан, Тинторетто, Ф. Хальс).

5. Простота, доходчивость, броскость (геральдика – знамена, гербы, знаки отличия, изделия массовой культуры, реклама).

Второй тип – полярная цветовая композиция.

Доминантой служит пара контрастирующих цветов, противоположных (полярных) в цветовом круге. Эти цвета могут быть дополнительными, контрастными или близкими к ним. Полярную композицию могут составить только два цвета, например красный и зелено-голубой; желтый и синий; красный и синий и т.д. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, т.е. каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу. Кроме того, в полярной композиции, как и во всякой другой, могут участвовать ахроматические цвета. У полярной композиции свои «функции» и задачи. Чаще всего она применяется в следующих случаях:

1. Для выявления антиномий (противопоставлений), например фигура и фон; большое и малое; верх и низ; добро и зло и т.д. Сама природа «выявляет» красные и фиолетовые цветы на фоне зеленых листьев и травы, черные глаза и брови на светлом лице, она окрашивает небо в синий, а землю - в желтый цвет.

2. Для достижения эффекта декоративности, основанного на физиологической потребности глаза в «уравновешивании» впечатлений. Красота полярных сопоставлений была замечена еще в глубокой древности. В Египте фараоны носили украшения из золота и лазурита, в Месопотамии облицовывали стены глазурованным кирпичом с сине-желтыми росписями. В критских дворцах украшают стены пурпурно-зелеными и оранжево-голубыми фресками. С тех пор контрастные сопоставления возводятся в непреложный закон гармонии и декоративности.

3. С конца XIX в. и позже полярная цветовая композиция используется для передачи световых эффектов. При этом свет и тень окрашиваются в контрастные или дополнительные цвета (А. Матисс, М. Вламинк, Л. Кирхнер, Р. Дюфи, М. Аветисян, М. Сарьян).

4. Сочетание желтого с синим или оранжевого с голубым (малой насыщенности) может выражать состояние покоя, неподвижности, умиротворенности и даже беспроблемности. Поэтому так любил эту гамму П. Кузнецов и так часто ею пользуются дети.

5. Если полярные цвета насыщены и приведены к гармонии, то такая композиция используется для изображения конфликтности, напряженности, драматизма или трагизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов).

Третий тип – трехцветная композиция.Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

Трехцветие – самый сложный тип цветовой композиции. Он занимает промежуточное положение между лаконичными первым и вторым типами и изобильным четвертым типом, его труднее гармонизировать, привести к равновесию и к единству гаммы. Если два цвета триады стоят в круге дальше, чем на 120 градусов, то они тяготеют к полярности; и третий цвет оказывается как бы «лишним», его хочется вообще убрать. Некоторые триады, хотя и построены правильно, т.е. в оптической смеси дают серый, все же производят впечатление чего-то грубого, неклассичного, например триада желто-оранжевый – голубой – фиолетово-пурпурный. Для восприятия зрителем трехцветие труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветие мы видим в искусстве древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Часто роль желтых и оранжевых членов триады выполняло золото.

В живописи Возрождения трехцветные сочетания встречаются очень часто, но они обычно сосредоточены на одной фигуре или на группе фигур и служат как бы акцентом в композиции.

Четвертый тип – многоцветие.Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре и больше хроматических цвета. Обычно в многоцветии используют две пары, или четыре основных хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки.

Помимо этих основных четырех типов цветовой композиции можно выделить еще два производных, поскольку они часто встречаются в живописи, прикладной графике и других жанрах искусства.

А. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону.

Такая цветовая композиция представляет собой как бы синтез монохромии и многоцветия. Она встречается главным образом в пейзажной живописи, когда художник стремиться передать солнечное или лунное освещение.

Б. Ахроматическая цветовая композиция.

Такая композиция может состоять из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В нее включаться небольшие по площади акценты хроматических цветов. Природа создала много образцов бело-черно-серых гамм: зимний пейзаж, заснеженные вершины гор, дождь и туман, мех животных, оперение птиц и т.д.

ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ

декоративность натюрморт обучение учащийся

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи.

Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника.

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:1. Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы.2. Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.3. Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование.4. Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево.5. Образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ.

При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.

ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

Технология художественных материалов изучает способы приготовления, а также свойства и качества красок, разбавителей, кистей, основ под живопись, грунтов, подрамников. К технологии можно отнести также покрытие живописного произведения лаком или другими составами.

Техника – это совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение. Понятие техники охватывает также вопросы наиболее рационального и планомерного использования художественных возможностей материалов в передаче вещественности предметов, в лепке и моделировке формы, пространственных отношений и т.д. Таким образом, техника является одним из важнейших элементов системы выразительных средств живописи.Знание техники и материалов живописи, их специфических особенностей помогает художникам наиболее полно реализовывать свой творческий замысел, создавать произведения на высоком художественно-эстетическом уровне.

Недостаточное внимание, а нередко пренебрежительное отношение к вопросам технологии, к профессиональной культуре владения живописными средствами снижает качество подготовки будущих художников-педагогов, приводит к нерациональному расходованию материалов и времени. С первых шагов изучения живописи необходимо развить в себе чувство профессиональной ответственности за свой труд, быть требовательным к выбору художественных материалов, соблюдению всего комплекса правил и приемов живописи.

Освоение технологии и техники живописи должно опираться на глубокое изучение и использование творческого опыта мастеров живописи, лучших произведений классического и современного искусства. Следует возрождать испытанные временем старые методы живописи, использовать их в практике сегодняшнего дня и, если необходимо, совершенствовать их на основе достижений современных знаний и опыта в этой области.

Особое внимание следует обращать на причины преждевременного старения и разрушения картин, на возможные пути и средства предупреждения этого.

ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ.Под словом tempera (от латинского temperare – соединять) издавна подразумевали всякое связующее вещество, применяемое для приготовления красок. Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: воды, эмульгирующего вещества (разные виды клея) и эмульгируемого вещества (масло).К эмульгирующим веществам относятся казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, механически смешиваясь с частицами масла, образует эмульсию. При таком механическом смешении воды и масла последнее находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мельчайшие шарики, обволакиваемые раствором клея. Входя в состав связующего вещества, масло делает краски эластичными и неспособными к растрескиванию.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ

Успешность в работе темперой, как и в любой другой технике, будет во многом зависеть от наличия необходимых принадлежностей, используемых в профессиональной живописи.

Кисти для темперной живописи нужно иметь колонковые, беличьи и щетинные. Очень хороши в работе плоские колонковые кисти. После работы темперой кисти нужно хорошо промыть в теплой воде с мылом.

В качестве палитры в темперной живописи применяются стекло, плоские эмалированные или пластмассовые лотки. Центральная часть служит для смешивания красок. Растворителем в темперной живописи служит вода, ее можно налить в банку, которую укрепляют на палитре или располагают рядом.

Окончив работу, необходимо тщательно очистить палитру от оставшейся краски, смывая ее губкой или тряпкой.

В качестве основания под темперу используют фанеру, картон, как обычный, так и покрытый холстом, плотную, натянутую на планшет бумагу, загрунтованный холст. Холст может быть полотняный, хлопчатобумажный, пеньковый, его натягивают на деревянный подрамник и затем грунтуют.

Работу, написанную темперой, можно покрыть лаком, тогда все изображение приобретет насыщенность цвета и прозрачности, т.е. приблизится к масляной живописи, но тогда во многом теряется своеобразие темперы, матовость и бархатистость ее красочного слоя.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА

Работу над работой я начала с композиционных поисков для будущего декоративного натюрморта. Делаются небольшие предварительные наброски реалистичных натюрмортов. Затем делим каждую крупную форму на мелкие, следующий шаг – определение темных и светлых участков. Необходимо сделать рисунок светлых, средних и темных тонов для привлечения взгляда зрителя внутрь, наружу и вокруг композиции. После выбора наиболее удачного композиционного положения переходим к разработкам в цвете, здесь нужно организовать ритм, противопоставляя светлые тона темным и средним. При работе над набросками ставились следующие задачи: преобразить реальность, постараться увидеть предметы с разных точек зрения, показать их «во времени и пространстве». Выделить главное и соподчинить с ним второстепенное. Использовать цвет, прежде всего как средство эмоционального воздействия, способное передать «настроение» натюрморта при ограниченной цветовой палитре. Реализовать цветовое пространство.

Окончательно определившись с эскизами, отобрав наиболее интересные из них, переходим к выполнению картона. Для этого переносим изображение на бумагу, увеличив его в несколько раз и выполняем в тоне, используя уголь. Затем делаем форэскиз. Следующим этапом в работе становится перевод изображения с картона, при помощи копировальной бумаги на предварительно натянутый на подрамник и загрунтованный холст. Переходим к выполнению работы, используя темперные краски. Живопись начинаем с тонкослойных прокладок крупных участков холста, одновременно в полную силу тона намечая темные и светлые места. Темперные краски быстро высыхают, поэтому уже через несколько часов приступаем к дальнейшей, более детальной прописке. После окончательной прописки, уточнения контуров работы оформляются в рамы одного цвета, чтобы триптих выглядел более цельно.

ОБУЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ.Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами и имею непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т.д.

Ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства осуществляется непосредственно на уроках декоративного рисования в тесной, органической связи с содержанием конкретного учебного задания, а не выделяется в специальные уроки-беседы о декоративно-прикладном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понять связь декоративного украшения вещи с ее практическим назначением, глубже осмыслить особенности декоративного узора, орнамента и в конечном итоге способствует более яркому, выразительному выполнению собственного рисунка.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Одним из приемов, способствующих эффективности эстетического воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства, является наблюдение красоты природы и последующее воспроизведение детских впечатлений, наблюдений в рисунках.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗИ

Эстетическое воспитание можно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности. Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность более полно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. В понимании эстетической культуры личности мы исходим из системной модели. Ее содержание составляют такие элементы, как:

- эстетические знания, взгляды и убеждения

- эстетическая реакция на объект

- эстетический вкус

- эстетический идеал

- эстетическая мотивация (потребности, интересы, установки)

- эстетическая деятельность


Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 84

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0