«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей
самого себя образовывать в течение
дальнейшей жизни, и знает способ
и средства, как он это может
осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир»
А. Дистервег
План по самообразованию
Асхатдиновой Гульнары Мухаметовны, учителя ИЗО МОУ «Карадуванская СОШ» Балтасинского муниципального района РТ первая категория
1.Анализ работы над темой самообразования
Первый год работаю над темой: «Формирование эстетического мышления учащихся».
Обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
В процессе подготовки к данной теме провела следующую работу:
· Обучилась на кратковременных курсах повышения квалификации по теме: «Работа с одаренными детьми»
Стремилась создавать условия для личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся. С целью формирования эстетического мышления учащихся и развития познавательного интереса к изучению ИЗО на уроках и во внеурочное время в своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.
Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.
Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.
В результате работы по подготовке к данной теме:
§ С помощью учащихся разработали и провели серию обобщающих уроков с использованием исторического материала, фольклорного материала, помогающего в изучении отдельных тем
§ Подготовила победителя школьной научно-практической конференции.
§ Приняла участие в педагогической выставке «Использование информационных технологий и Интернет – ресурсов» на дне открытый дверей. Представила работу: «Игровая методика на уроках рисования», опубликовала материал на сайте « 1 СЕНТЯБРЯ», данный материал размещен на дисках, обобщила свой опыт по теме « Проектная деятельность на уроках ИЗО», провела мастер-класс на окружном уровне по данной теме.
§ Создала и веду изостудию « Волшебная палитра»
§ По результатам конкурсов на различных уровнях подготовила победителей, дипломатов и лауреатов муниципальных и краевых конкурсов.
2.Личный перспективный план по самообразованию на 2011-2012 учебный год
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
Целевые установки:
- Повышение профессионального уровня
- Компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1. Реализация творческих возможностей учителя. как основы успешной учебной деятельности учащихся.
3. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по ИЗО.
Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Продолжить внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
3. Продолжить работу над проектами
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm
7. http://www.iteach.ru/index/news.html
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках ИЗО и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов
2. Принять участие в школьной научно-практической конференции.
3. Разработать рабочую программу по ИЗО
4. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
-Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета-Опыт применения ИКТ учителем нашей школы, с этой целью посетить уроки и внеклассные мероприятия с применением указанных технологий.
-Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
-Творческое сотрудничество с учителем ИЗО Нурминской сош Яруллиной Г.Р. по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint", редактора электронных таблиц Microsoft Excel, MiсrosoftОfiссePowerPoint
5. Участие в системе школьной методической работы:
· Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
· Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования.
· Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
· Участие в заседаниях МО района по ИЗО, педагогических советах.
· Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей ИЗО , на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.
· Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы
· Участие во Всероссийском конкурсе «Современный урок».
Результаты самообразования на указанном этапе
· Повысить качество преподавания предмета до .
· Научиться работать в программе 3D See Builder.
· Научиться:
Использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
- создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Обобщить опыт по исследуемой теме.